Перевод государственных услуг в электронный вид заметно ускоряет и упрощает проведение процедур, позволяет исключить человеческий фактор и защитить информацию от искажения и потери данных. Посредством электронной подписи, не посещая офиса, можно получить электронный доступ к различным услугам для взаимодействия с учебными структурами, медицинскими учреждениями, органами государственной власти и др. К примеру, обладатель квалифицированного сертификата в режиме реального времени может поставить объект недвижимости на кадастровый учет, зарегистрировать права собственности на него, получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
Но в ряде случаев, например, при регистрации прав, представляемые документы должны быть подписаны заявителем. Именно электронная подпись позволяет удостоверить личность обратившегося за услугой гражданина. Можно сказать, что квалифицированный сертификат является электронным паспортом участника документооборота, так как он позволяет безошибочно идентифицировать пользователя. Квалифицированная электронная подпись имеет юридическую силу и полностью идентична собственноручной. С электронной подписью можно в течение срока ее действия совершать электронные сделки с недвижимостью.
Услуги по созданию и выдаче квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей гражданам и представителям бизнеса предоставляются Удостоверяющими центрами. Список сертифицированных центров можно получить на официальном сайте Росреестра.
Для удобства пользователей и повышения доступности электронных услуг, Росреестр приступил к выдаче сертификатов электронной подписи собственного удостоверяющего центра на базе Федеральной кадастровой палаты.
Чаще всего заказчиками услуг удостоверяющего центра Федеральной кадастровой палаты выступают кадастровые инженеры, арбитражные управляющие, судьи, индивидуальные предприниматели, субъекты, запрашивающие сведения из ЕГРН или имеющие право получать сведения из ЕГРН на безвозмездной основе.
С помощью сертификатов электронной подписи, выданных удостоверяющим центром кадастровой палаты Росреестра, можно воспользоваться государственными услугами не только Росреестра, но и других ведомств.
Для получения квалифицированного сертификата необходимо зарегистрироваться на сайте удостоверяющего центра Федеральной Кадастровой палаты uc.kadastr.ru и оформить заявку в личном кабинете. После подтверждения личности в одном из офисов удостоверяющего центра квалифицированный сертификат станет доступен в личном кабинете.
Более подробно с информацией о деятельности Удостоверяющего центра Федеральной Кадастровой палаты Росреестра, а также порядке получения сертификата электронной подписи, можно ознакомиться на сайте удостоверяющего центра uc.kadastr.ru, по номеру телефона контакт-центра:
8-800-100-34-34, а также обратившись в Филиал Кадастровой палаты по Республике Хакасия по адресу: г. Абакан, ул.Кирова 100, каб. 117, либо по тел: 8 (3902) 35 84 96 (доб. 2274, 2231, 2204).
Также интересующие вопросы можно направить на адреса электронной почты: uc@kadastr.ru, filial@19.kadastr.ru.
Следует отметить, что в целях обеспечения дополнительной защиты граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи принят закон, направленный на исключение случаев, когда мошенники завладевают чужими квартирами путем подачи документов на государственную регистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника, полученной в удостоверяющем центре в том числе по поддельным документам.

Если гражданин допускает проведение сделок с его недвижимостью в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, он должен подать заявление об этом в Росреестр в бумажной форме. При отсутствии такого заявления от собственника государственная регистрация перехода прав на основании электронного пакета документов будет невозможна.

Александр Лощенко, начальник отдела ведения ЕГРН Управления Росреестра по РХ.