Маркировка - это система цифровой прослеживаемости товара. Код формата Data Matrix на каждой упаковке маркируемого товара помогает проследить его движение от производителя до покупателя, или, в случае с медицинскими организациями, - до пациента.
Основная цель создания системы маркировки - противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции, обеспечение законного оборота товаров на территории России и всего ЕАЭС.
1. Маркировка меховых изделий
  С 12.08.2016, на основании Постановления Правительства РФ от 24.03.2016 №235, стартовала маркировка меховых изделий.
В настоящее время порядок реализации пилотного проекта по введению маркировки контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 №787.
Согласно приложению № 1 к Правилам реализации вышеуказанного пилотного проекта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 №7, маркировке подлежат следующие товары:
- предметы одежды из норки
- предметы одежды из нутрии
- предметы одежды из песца или лисицы
- предметы одежды из кролика или зайца
- предметы одежды из енота
- предметы одежды из овчины
- предметы одежды из иных видов меха.
2. Маркировка обувных изделий
Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р обувные товары включены в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами индентификации.
Правила маркировки обувных товаров утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 июля 2019 г. N 860.
Согласно вышеуказанным Правилам, к обувным товарам отнесена продукция, включенная в товарную группу "Обувь" с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД 2): 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены различные типы обуви (в том числе галоши) независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена.
Исходя из вышеуказанных в ОКПД 2 кодов, не подлежат обязательной маркировке услуги по пошиву любой обуви по индивидуальным заказам.
С 01.10.2019 начата добровольная маркировка обувных товаров.
С 01.03.2020 стартует обязательная маркировка обувных товаров.
Остатки обувных товаров, не распроданных на 01.03.2020, необходимо промаркировать до 01.05.2020. Обувные товары, приобретенные за рубежом до 01.03.2020 и ввезенные на территории России после этой даты, необходимо промаркировать до 01.04.2020.
3. Маркировка лекарственных препаратов
В соответствие с Постановлением РФ от 24.01.2017 №62 «О проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения» маркировка лекарственных препаратов вводится двумя этапами:
- с 1 по 7 июля 2019 прошла регистрация участников оборота для работы с препаратами из перечня высокозатратных нозологий, а с 1 октября 2019 г. маркировка стала обязательной по этой группе лекарств;
- с 1 января 2020 года стартует обязательная маркировка всех лекарственных препаратов.
Проверить сведения о лицензиях на осуществление фармацевтической деятельности можно в Едином реестре лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности, на сайте Росздравнадзора по адресу http://www.roszdravnadzor.ru/services/licenses.
  Государственным оператором маркировки товаров является Центр развития перспективных технологий, который присваивает каждому товару уникальный код (например, Data Matrix или другой тип маркировки) для того, чтобы в последующем производитель или импортер разместил этот код на упаковке товара.
  Цифровой код – это паспорт, который невозможно потерять или подделать, позволяющий проследить весь путь товара на каждом этапе - от завода до конечного потребителя.
  Маркировка товаров осуществляется в единой национальной системе цифровой маркировки и прослеживаемости - «Честный ЗНАК».
  Процесс работы системы «Честный ЗНАК» состоит из следующих этапов:
1. Производитель или импортер наносит уникальный цифровой код на продукт;
2. Фиксируется вся логическая цепь, по которой перемещается предмет маркировки, от завода до потребителя;
3. На полку магазина товар попадает только после сканирования;
4. Цифровой код сканируется при продаже на кассе. В систему передаются сведения о выбытии продукции из оборота;
5. Используя мобильное приложение для цифровой маркировки товара, потребитель может проверить его легальность.
Ответственность за отсутствие маркировки товара.
За отсутствие маркировки товаров предусмотрена административная (ст. 15.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ).
Факты нарушения правил маркировки товаров контролируют несколько ведомств.
А) Роспотребнадзор контролирует оборот товаров на внутреннем рынке.
Такие полномочия ему даны в Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Б) Федеральная таможенная служба России контролирует оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в порядке, установленном таможенным законодательством.
Полномочия установлены в ст. 212 и 213 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в России и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
В) Федеральная налоговая служба России следит за оборотом товаров, в отношении которых принято решение о маркировке, надзирает за своевременностью представления и достоверностью сведений, представляемых участниками оборота в информационный ресурс маркировки.
  Полномочия ФНС России установлены ст. 6.1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах РФ".
За производство и продажу немаркированных товаров (за исключением алкогольной продукции и табачных изделий) предусмотрены следующие меры административного взыскания:
 Производство товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, а также с нарушением порядка маркировки влечет штраф с конфискацией товаров (п. 1 ст. 15.12 КоАП РФ):
- на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.;
- на компанию - от 50 000 до 100 000 руб.
 Продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта влекут штраф с конфискацией товаров (п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ):
  - на граждан в размере от 2 000 до 4 000 руб.;
  - на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.;
  - на компанию - от 50 000 до 300 000 руб.
В случае, если действия подпадают под ст. 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, возможна уголовная ответственность должностных лиц.