Сегодня свой профессиональный праздник отмечают архивариусы всех организаций и ведомств. В архивах Управления Росреестра по РХ и его теротделах (в Саяногорске, Усть-Абакане, Абазе, Черногорске, Аскизе, Шира) с 1999 года на бессрочном хранении находятся 480 000 реестровых дел: 430 000 – правоустанавливающих документов и 50 000 – собственно реестровых дел (к ним относятся все документы, на основании которых внесены сведения в ЕГРН).
Треть из всех хранящихся в Росреестре реестровых дел (36%) сегодня переведена в электронный вид. При этом бумажные документы продолжат храниться постоянно. Работа по перекомплектованию и переводу в электронную форму дел правоустанавливающих документов началась в Управлении с 2016 года.
Александр Лощенко, начальник отдела ведения ЕГРН Управления Росреестра по РХ:
- Архивы правоустанавливающих документов на объекты недвижимости и реестровых дел хранятся в Росреестре в специально оборудованных кабинетах, с установленной пожарной сигнализацией и системой пожаротушения. Храним мы их бессрочно – на каждый объект недвижимости Хакасии - а их сегодня 700 000 – в Едином госреестре недвижимости есть свой раздел, в который вносятся абсолютно все сведения – об объекте, его собственниках, обременениях, правах, переходах прав, т.д. Иными словами, благодаря архиву можно увидеть судьбу каждого объекта недвижимости, зарегистрированного в нашей республике – с самого начала, с постановки его на кадастровый учет и регистрации первого права собственности.
Из архива Росреестра можно запросить как копии правоустанавливающих и других документов на недвижимость (например, если они утеряны), так и невостребованные вовремя документы (речь о тех, которые граждане должны были получить в МФЦ после регистрации прав, но по каким-либо причинам не сделали этого, соответственно, документы вернулись в архив).
Документы из архива Росреестра бывают необходимы как гражданам, так и судам, нотариусам, правоохранительным органам. Нужно учесть, что в архивохранилища Росреестра нельзя обратиться напрямую, все запросы принимаются и выдаются через МФЦ (за исключением электронных). Срок выдачи документов определяется МФЦ – для не полученных вовремя документов: в течение 5 рабочих дней – если заявление подано по месту нахождения объекта недвижимости, 15 рабочих дней – если недвижимость находится в другом городе (районе). Для выдачи копий – 3 рабочих дня вне зависимости от места подачи заявления.
Копии предоставляются архивариусами Росреестра платно (стоимость платы утверждена Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 291 (ред. от 25.12.2019) "Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"), невостребованные вовремя документы выдаются бесплатно.
С начала текущего года в МФЦ за документами из архивохранилища Росреестра обратился 381 житель Хакасии. За весь прошлый год таких обращений было 4150.